Они обсудили создание единого пространства для организации комплексной профилактической работы с несовершеннолетними и поделились моделями лучших практик. Модератором пленарной части выступила заместитель министра образования Кузбасса Ольга Лысых.
В числе спикеров – начальник отдела сопровождения образовательных программ федерального центра «Профилактика» Института изучения детства, семьи и воспитания Ирина Бобровская. Она рассказала о важности воспитании традиционных духовно-нравственных ценностей как основе межведомственной профилактической работы. Педагог-психолог отдела судебных психологов Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» «Здоровье и развитие личности» Степан Юрлов представил опыт работы отдела по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Он подчеркнул, что благодаря точечной и правильно выстроенной межведомственной работе ежегодно на 8,5-10,5% снижается количество повторных правонарушений.
Член экспертного совета по развитию служб примирения и медиации при Минпросвещения РФ, сотрудник отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра МГППУ, аналитик Центра защиты прав и интересов детей, руководитель городской службы примирения Городского психолого-педагогического центра, г. Москва Антон Коновалов рассказал о пользе восстановительных практик в создании безопасной образовательной среды. Он представил существующие модели взаимодействия между учителями, обучающимися и их родителями. Эксперт отметил, что эти отношения должны выходить в плоскость сотрудничества, а добиться этого поможет применение восстановительного подхода и практик.
Доцент кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи тульского Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Людмила Заика рассказала о научно-методическом сопровождении профессионального развития педагогов в вопросах организации профилактической работы.
После пленарной части участники разделились на четыре секции. Первая была посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в социально опасном положении и кризисном состоянии. Спикеры говорили о раннем выявлении и профилактике суицидального и самоповреждающего поведения, анализе психологического здоровья участников образовательного процесса в стрессовых ситуациях в новых реалиях, профилактике девиантного поведения у подростков через развитие ролевой идентичности. Также участники поделились своим опытом работы с детьми.
На второй секции обсуждались вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Выступающие рассказали о деятельности Совета отцов в Новокузнецке и Прокопьевске в вопросах личностного развития детей в социально опасном положении и профилактике правонарушений. Особое внимание уделили вопросу формирования правовых компетенций учащихся, их родителей и педагогов.
О восстановительных практиках в системе профилактики социальных рисков детства говорили на третьей секции. Специалисты представили опыт работы территориальных служб примирения, комплексной восстановительной работы по ситуации буллинга в школах, опыт проведения Восстановительных программ по преступлениям несовершеннолетних, рассказали о восстановительной практике «Круги сообщества» для родителей с ОВЗ и инвалидностью. Также в рамках секции были представлены доклады, посвященные восстановительному правосудию с участием детей. Особый интерес вызвал опыт томских специалистов. Они представили проект «Restart» для подростков в конфликте с законом и окружением.
На четвертой секции были рассмотрены аспекты профилактической работы с детьми из «группы риска».
Организаторами конференции выступили Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кузбасский региональный институт развития профессионального образования имени А.М. Тулеева при поддержке Министерства образования Кузбасса.