Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как выпускники и их родители, студенты и преподаватели оценивают объективность ЕГЭ, пользу Открытого банка заданий, как относятся к списыванию и наличию дополнительных вступительных испытаний в вузах.
Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей. Так, 80% учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ называет и большинство одиннадцатиклассников (62%), и нынешних первокурсников, заработавших в 2015 году высокие баллы (60%). И только те, кто в прошлом году на выпускных экзаменах получил средние или низкие баллы, скорее считают результаты заниженными (52%), чем соответствующими их реальным знаниям (35%).
При этом 72% преподавателей вузов, исходя из собственного опыта, отмечают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, как правило, подтверждают свой уровень знаний на вступительном экзамене или конкурсе. Студенты первых курсов 2015-2016 гг. обучения в большинстве своем соглашаются с тем, что школьных знаний было достаточно и для сдачи вступительного экзамена/творческого конкурса (с этим согласны 66% «высокобалльников» и 58% «середняков» ЕГЭ).
В целом, наличие вступительных испытаний опрошенные первокурсники, будущие абитуриенты и их родители не рассматривают как барьер для поступления в желаемый вуз на выбранную специальность.
Среди критериев выбора вуза поступление без дополнительного испытания не было названо в числе основных (к ним отнесли репутацию и престижность вуза, наличие бюджетных мест, конкретной специальности, стоимость обучения). Большинство преподавателей вузов (69%), впрочем, полагают, что именно данный фактор является решающим при выборе места получения высшего образования.
Портал Открытого банка заданий ЕГЭ востребован выпускниками: при подготовке к единому государственному экзамену ресурсом воспользовались более 55% выпускников прошлого года, а среди будущих абитуриентов-2016 тех, кто уже прибегал к его помощи или планирует это сделать, согласно данным опроса, насчитывается более 70%. При этом молодые люди высоко оценивают его пользу при подготовке к сдаче экзаменов. Учителя также подтверждают его востребованность для подготовки к ЕГЭ.
Однако о достаточности собственных сил при подготовке для получения высоких баллов на ЕГЭ говорит только треть учителей (33%), родителей (32%) и нынешних выпускников (32%), а также первокурсников, у которых не было высоких баллов (33%). Тогда как большинство уверено, что без дополнительных занятий с репетитором не обойтись. А вот среди студентов-высокобалльников каждый второй (52%) уверен в продуктивности самостоятельной подготовки.
Использовать шпаргалки или мобильные телефоны при сдаче экзамена и остаться незамеченным, по мнению большинства одиннадцатиклассников, – миф (73% считают это невозможным). Однако многие выпускники 2015 года, обучающиеся сегодня на первых курсах вузов, говорят о реальности подобных действий (48% среди «высокобалльников и 40% среди «середняков»). При этом только около 10% нынешних студентов-первокурсников сообщили о том, что использовали «шпоры», тогда как более 85% заявили, что на выпускных ничего из перечисленного не применяли.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён в октябре-ноябре 2015 г. в 20 субъектах России, не менее чем в 3-х типах населенных пунктов в каждом субъекте. Всего опрошено 2200 человек в различных целевых группах (600 студентов 1-х курса вузов, 400 преподавателей 1-х курсов вузов, 400 выпускников 11-х классов, 400 родителей выпускников, 400 учителей 11-х классов). Метод - личные формализованные интервью. Тип выборки – целевая.
|
Как Вы считаете, полученные Вами баллы на ЕГЭ соответствуют или не соответствуют Вашим реальным знаниям по этим предметам? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто сдавал ЕГЭ (итоговые или пробные)) |
Как Вы считаете, полученные баллы на пробном ЕГЭ соответствуют или не соответствуют реальным знаниям Вашего ребенка по этим предметам?(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе) |
Исходя из Вашей практики, полученные баллы на ЕГЭ, как правило, соответствуют или не соответствуют реальным знаниям учеников?(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе) |
||
Студенты 1 курса – высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Выпускники 11-х классов |
Родители выпускников |
Учителя 11-х классов |
|
Скорее соответствуют знаниям |
60 |
35 |
62 |
57 |
80 |
Скорее ниже реальных знаний |
32 |
52 |
31 |
33 |
14 |
Скорее выше реальных знаний |
3 |
5 |
4 |
2 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
8 |
3 |
8 |
3 |
Исходя из Вашей практики, абитуриенты, получившие высокие баллы за ЕГЭ, как правило, подтверждают или не подтверждают высокий уровень знания по предмету на вступительном экзамене, конкурсе? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных преподавателей вузов) |
|
Практически всегда подтверждают |
17 |
Чаще подтверждают |
55 |
Чаще не подтверждают |
8 |
Практически никогда не подтверждают |
1 |
Затрудняюсь ответить |
19 |
|
Скажите, достаточно ли Вам было школьных знаний для сдачи вступительного экзамена, творческого конкурса, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе) |
|
Студенты 1 курса – высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
|
Школьных знаний было абсолютно достаточно |
30 |
10 |
Школьных знаний было скорее достаточно |
36 |
48 |
Школьных знаний было скорее недостаточно |
23 |
34 |
Школьных знаний было абсолютно недостаточно |
7 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
|
Назовите 1-3 главных критерия, по которым Вы выбрали данный вуз |
Назовите 1-3 главных критерия, по которым Вы планируете выбирать учебное учреждение для дальнейшего образования |
Назовите 1-3 главных критерия, по которым Ваш ребенок планирует выбирать учебное учреждение для дальнейшего образования |
|
% от всех опрошенных в каждой целевой группе, закрытый вопрос, не более 3-х ответов |
||||
Студенты 1 курса – высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Выпускники 11-х классов |
Родители выпускников |
|
Репутация/ престиж учебного заведения |
53 |
47 |
46 |
45 |
Возможность поступления только по результатам ЕГЭ (без дополнительного испытания, творческого конкурса) |
17 |
19 |
29 |
34 |
Наличие конкретной специальности |
52 |
45 |
44 |
43 |
Наличие бюджетных мест |
47 |
22 |
54 |
57 |
Стоимость обучения |
16 |
44 |
19 |
17 |
Востребованность выпускников данного вуза на рынке труда |
35 |
31 |
40 |
38 |
Расположение учебного заведения (город, район) |
29 |
33 |
14 |
12 |
Возможность получения общежития |
5 |
3 |
7 |
7 |
Наличие военной кафедры |
3 |
4 |
7 |
6 |
Другое |
4 |
2 |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
2 |
1 |
Как Вы считаете, является ли наличие в вузе/ на отдельной специальности вступительных испытаний одним из определяющих факторов при выборке выпускниками будущего места учебы? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных преподавателей вузов) |
|
Определенно да |
22 |
Скорее да |
47 |
Скорее нет |
19 |
Определенно нет |
3 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
|
При подготовке к выпускным экзаменам пользовались ли Вы открытым банком заданий? (закрытый вопрос, один ответ) |
При подготовке к выпускным экзаменам пользуетесь ли Вы или планируете пользоваться открытым банком заданий? (закрытый вопрос, один ответ) |
|
Студенты 1 курса – высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Выпускники 11-х классов |
|
Да, пользовался/ уже пользуюсь |
69 |
59 |
52 |
Да, планирую пользоваться |
0 |
0 |
23 |
Нет |
23 |
33 |
9 |
Ничего не знаю об открытом банке заданий |
7 |
8 |
16 |
Отказ от ответа |
1 |
0 |
0 |
На сегодняшний день как Вы оцениваете полезность открытого банка заданий при подготовке к выпускным экзаменам (ЕГЭ)? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных в каждой целевой группе, знающих об открытом банке заданий) |
||||
|
Студенты 1 курса – высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Выпускники 11-х классов |
Учителя 11-х классов |
Очень полезный |
35 |
20 |
54 |
52 |
Скорее полезный |
56 |
57 |
41 |
47 |
Скорее бесполезный |
7 |
13 |
4 |
1 |
Совершенно бесполезный |
1 |
4 |
1 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
6 |
0 |
0 |
Как Вы считаете, может ли выпускник в рамках школьной программы самостоятельно подготовиться к сдаче ЕГЭ на высокий балл? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе) |
|||||
|
Студенты 1 курса – высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Выпускники 11-х классов |
Родители выпускников |
Учителя 11-х классов |
Да |
52 |
33 |
32 |
32 |
33 |
Нет, только с помощью дополнительных занятий и репетиторства |
44 |
56 |
64 |
65 |
66 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
11 |
4 |
3 |
1 |
Как Вы считаете, в принципе возможно ли во время сдачи ЕГЭ пользоваться шпаргалками или мобильным телефоном и остаться не замеченным, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе) |
|||||
|
Студенты 1 курса - высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Выпускники 11-х классов |
Родители выпускников |
Учителя 11-х классов |
Возможно списать или подсмотреть |
48 |
40 |
22 |
10 |
16 |
Невозможно списать или подсмотреть |
43 |
51 |
73 |
80 |
79 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
9 |
5 |
10 |
5 |
Вы лично пользовались во время сдачи выпускных экзаменов ЕГЭ мобильным телефоном или шпаргалкой, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе) |
||
|
Студенты 1 курса - высокобалльники |
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Да |
11 |
12 |
Нет |
88 |
86 |
Отказ от ответа |
1 |
2 |
По информации ВЦИОМ: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115550