В российских школах начались экзамены. В конце мая выпускники сдали ЕГЭ по русскому языку, литературе и географии, 2 июня прошел экзамен по математике. ЕГЭ существует в России уже 15 лет, однако его до сих пор критикуют, требуют отменить или хотя бы сделать добровольным. Впрочем, то, что критиковали в начале 2000-х, и то, что критикуют сейчас, не одно и то же. За время своего существования ЕГЭ сильно изменился и теперь лишь отдаленно напоминает изначальную задумку реформаторов. «Медуза» напоминает тем, кто за последние 15 лет не сталкивался — ни как выпускник, ни как родитель выпускника — со школьными экзаменами, зачем придумали ЕГЭ и во что единый экзамен превратился в ходе своей эволюции.
Зачем придумали ЕГЭ?
Система поступления в высшие учебные заведения до появления ЕГЭ выглядела так. Сначала выпускники должны были сдать экзамены в школе, через несколько недель — в вузы, причем, как правило, сразу в несколько. У некоторых вузов существовали «потоки» — можно было сдать экзамены в один институт, провалиться и после этого попробовать себя в другом месте или на другом факультете того же института. Иными словами, абитуриентам приходилось жить в постоянном экзаменационном стрессе по два месяца и порой сдавать за это время более десяти разных экзаменов. Итоговые оценки выпускных экзаменов можно было сразу же выкидывать — в институтской жизни на них никто не обращал внимания (если, конечно, ученик не получал золотой медали).
Такая система не могла обеспечить всем школьникам равные возможности: выпускникам из регионов приходилось ехать на экзамены в Москву или другой крупный город — и они выбирали не те места, где по-настоящему хотели бы учиться, а те, которые ближе находятся. Москвичи имели возможность готовиться к поступлению с преподавателем из желаемого вуза, и нередко «репетиторство» было завуалированной формой взятки: вместо знаний дети получали «протекцию» на вступительных экзаменах.
Единый госэкзамен задумывался как решение проблемы с доступностью высшего образования для школьников во всех регионах страны и как способ победить коррупцию в вузах. Для этого было решено изменить форму выпускных экзаменов и сделать их заменой вступительным испытаниям.
Первый — экспериментальный — ЕГЭ провели в 2001 году. Тогда же были сформированы базовые принципы единого госэкзамена. В отличие от традиционных выпускных экзаменов ЕГЭ учащиеся должны были сдавать в помещении незнакомой школы, а работы отдавали на проверку незнакомым с детьми учителям. Сам экзамен в большой степени состоял из тестов с несколькими вариантами ответов. Результаты ЕГЭ выпускники могли направить в разные вузы, избежав поездок в незнакомый город и длительных вступительных испытаний.
Почему ЕГЭ критиковали?
Мало какая реформа подверглась такой сильной критике, как реформа выпускных экзаменов. Больше всего противников реформы раздражала «угадайка» в новом экзамене — по их мнению, с помощью тестов невозможно проверить реальные знания школьников, не говоря уже об их способности «мыслить нестандартно» и творчески подходить к решению проблем. Критики ЕГЭ упирали еще и на то, что учителям придется заняться натаскиванием детей на тесты и из-за этого упадет общий уровень образования. «Схематичность подготовки ведет к схематичности знаний. А такие знания не нужны ни родителям, ни самим школьникам, ни вузам, ни работодателям, ни стране», — говорил, например, в 2013 году вице-спикер Госдумы и профессор МГУ Иван Мельников (КПРФ, от которой он избрался, еще при обсуждении реформы заняла нетерпимую позицию по отношению к ЕГЭ).
Родители жаловались еще и на то, что экзамен теперь больше похож на военную операцию и оборачивается для детей жутким стрессом. В регионах недоумевали, почему ЕГЭ можно сдать только на русском, а не на национальном языке. Одна из таких жалоб в 2009 году дошла до Верховного суда: жительница Татарстана Аида Камалова посчитала, что запрет сдавать экзамен на татарском языке нарушает права ее дочери, а также ставит ее в неравное положение по сравнению с теми, кто в школе учится на русском. Суд посчитал, что проводить ЕГЭ только на русском языке законно.
Среди безусловных сторонников единого госэкзамена не оказалось даже президента России Владимира Путина (именно он подписал закон о введении единого госэкзамена). В 2014 году Путин обещал подумать об отмене ЕГЭ для тех, кто не собирается в вузы; в 2015-м признавал, что экзамен все еще не идеален, а в 2016-м и вовсе заявил, что если бы ему пришлось сейчас сдавать экзамен, он бы предпочел тянуть билет, а не проходить через ЕГЭ.
Не добавили популярности ЕГЭ и скандалы, которые теперь ежегодно сопровождают экзаменационный период. В 2009 году СМИ сообщали о нашествии «100-балльников» из Чечни, Дагестана и Ингушетии. Утверждалось, что они поступали сразу в несколько вузов и при этом не могли написать без ошибок даже формальное заявление (Любовь Глебова, которая тогда возглавляла Рособрнадзор, называла эти сообщения «мифом»). Аномально высокие баллы за экзамен в некоторых регионах привели к появлению «ЕГЭ-туризма», когда школьники за несколько месяцев до выпускных экзаменов переводились в школы других субъектов федерации. В 2011 году задания к ЕГЭ по математике утекли в интернет, а за деньги можно было получить и ответы к экзамену. В 2013 году произошел скандал вокруг экзамена в Ставрополье: на досрочном ЕГЭ в регионе было семь 100-балльных работ, причем право на досрочный экзамен было выдано одним и тем же врачом. Среди досрочников оказались дети чиновников.
Скандалы вокруг выпускных экзаменов стали появляться в том числе потому, что новая система дала возможность отслеживать результаты. ЕГЭ так и не стал действенным средством от коррупции, но дал возможность ее заметить и поймать за руку тех, кто получает школьные аттестаты обманным путем.
Как менялся ЕГЭ?
Изменения в ЕГЭ вносились на протяжении всего времени его существования. Большинство из них скорее напоминали косметические правки, однако за 15-летний срок изменений накопилось столько, что ЕГЭ в его сегодняшнем виде стал мало похож на тот экспериментальный экзамен, который впервые проводился в 2001 году.
Из ЕГЭ постепенно исчезает тестовая часть. В этом году задания с несколькими вариантами ответов были лишь по 7 предметам из 14; эта часть исключена из экзаменов по русскому языку, математике, литературе, истории, географии, обществознанию и информатике. Со следующего года тестов не увидят и те, кто сдает физику, химию и биологию.
По словам министра образования Дмитрия Ливанова, со временем от тестов в экзамене откажутся совсем. «Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена всех вариантов по всем предметам», — говорил он в 2014 году газете «Известия». В итоге в ЕГЭ останется только часть B, которая требует простых ответов и проверяется компьютером, и часть С, где школьникам нужно дать развернутый ответ (его проверяют два независимых эксперта). Ливанов также рассказывал, что в ЕГЭ по гуманитарным предметам в будущем появится устная часть, что сделает экзамены очень похожими на те, что сдавали 15 лет назад по билетам.
Наконец, претерпела изменения и идея ЕГЭ как единственного экзамена, который придется сдавать школьникам. Одиннадцатиклассникам все равно приходится писать выпускное сочинение — теперь уже для того, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Некоторым выпускникам приходится еще и сдавать вступительные экзамены. Права проводить собственные испытания добились пять учебных заведений: Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, МГЛУ, МГЮА имени Кутафина и Нижегородский лингвистический госуниверситет имени Добролюбова. Вместе с этим правом в вузы вернулись коррупционные риски, а выпускники из регионов снова должны ехать в незнакомые города и сдавать там экзамены.
meduza.io