Софья Юрьевна, расскажите об итогах реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Кемеровской области в прошлом году?

 

Кузбасс активно включился в реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». В 2020 году 86 школ и 16 техникумов и колледжей Кузбасса по этому проекту были оснащены комплектами цифрового оборудования. Всего за два года реализации проекта 127 школ и 24 техникума оснащены ноутбуками, принтерами и интерактивными досками. Теперь тысячи школьников и студентов региона занимаются на современной технике.

 

Также в прошлом году мы провели работу по подключению 51 образовательной организации к высокоскоростному интернету. Для городской местности установлена скорость не менее 100 Мб/с, для сельской – не менее 50 Мб/с. В этом году мы продолжаем работу, поручение президента России Владимира Путина выполним и подключим все школы региона. 

 

В прошлом году в Новокузнецке открылся «IT-куб». Расскажите о его работе. 

 

Да, еще одним итогом реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» можно назвать создание уникального центра развития IT-компетенций для школьников «IT-куб». Он работает на базе центра технического творчества «Меридиан» в городе Новокузнецке. На оснащение центра выделено 13,2 млн. рублей: 12,8 млн. рублей поступило из федерального бюджета и еще 397 тыс. рублей - из областного.

 

Теперь ежегодно 400 юных кузбассовцев смогут проходить обучение в этом центре. Воспитанники «IT-куба» изучают программирование, интернет-технологии и робототехнику, а также работают с технологиями виртуальной и дополненной реальности. Для развития одаренных школьников в центре оборудованы шесть профильных «кубов»: «Программирование роботов», «Мобильные разработки», «Основы программирования на языке Java», «Программирование на языке Python», «Виртуальная реальность и дополнительная реальность», «Системное администрирование». 

 

Они оснащены современными компьютерами, 3D-принтерами, очками виртуальной реальности и др. Также в центре располагаются коворкинг, лекторий и шахматная гостиная. Кроме образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, планируются активные формы работы: воркшопы, мозговые штурмы, деловые игры, STEM-игры, инженерные квесты и др. Центр занимается организацией и проведением конкурсов, олимпиад, соревнований, чемпионатов, хакатонов, а также фестивалей по конструированию, моделированию, робототехнике и программированию.

 

Открытие детских технопарков «Кванториум» - еще одно направление Национального проекта «Образование». Как они работают в Кемеровской области? 

 

Школьники из малых городов и сельской местности Кузбасса также получают качественное техническое дополнительное образование благодаря тому, что в Кузбассе работают уже два мобильных детских технопарка «Кванториум-42». В 2019 году начал работу первый мобильный детский технопарк, в 2020 году – второй. Один курсирует по югу области, другой – по северу. В каждой территории передвижные детские технопарки проводят по неделе и приезжают каждые 3 месяца. Одномоментно в первом мобильном детском технопарке могут обучаться 50 школьников: восемь человек в мобильном классе, 42 – на базе школы; во втором – 56 школьников: из них 14 – в мобильном классе, 42 – на базе школы. В интервалах между приездами наставники дистанционно занимаются с ребятами, разрабатывают с ними проекты.

 

Продолжают работу и два стационарных детских технопарка «Кванториум-42» в Кемерове и Новокузнецке. Уже видны результаты работы наших детских технопарков. На VIII Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2020 году, который проходил в Кузбассе, 7 воспитанников кемеровского «Кванториум-42» стали победителями чемпионата. Двое взяли золото в компетенции «геодезия», еще двое в этой же компетенции стали серебряными призерами. Трое ребят награждены медальонами «За профессионализм» в компетенциях «мобильная робототехника» и «разработка мобильных приложений».

 

Доступно ли обучение в «Кванториумах» детям с ограниченными возможностями здоровья? 

 

Да, в «Кванториумах» занимаются и дети с ограниченными возможностями здоровья. В автомобилях есть специальные автоматические подъемники для маломобильных граждан. В прошлом году обучение прошли шесть ребят с ограниченными возможностями здоровья.

 

Также в 2020 году наши «Кванториумы» впервые начали работу с детьми-сиротами. Педагоги мобильного детского технопарка провели занятия с воспитанниками Таловского детского дома Яшкинского муниципального округа. 30 ребят познакомились с основами виртуальной реальности, 3D-моделированием, промышленным дизайном и аддитивными технологиями, изучили устройство квадрокоптера и попробовали им управлять.

 

Софья Юрьевна, школа будущего – какая она, на Ваш взгляд?

 

Школа будущего – это, прежде всего, школа, которая раскрывает возможности каждого ребенка, помогает ему понять, кем он хочет стать, что ему нравится. Школьник получает максимальный набор знаний, инструментов, навыков и, выпускаясь, умеет ими пользоваться. 

 

В настоящее время система образования России, и Кузбасса в частности, делает большие шаги на пути к этому. На развитие детей, создание максимальных комфортных условий развития обучающихся как раз направлен и национальный проект «Образование». 

 

Вы могли заметить, что у нас происходит интеграция общего и дополнительного образования: «Точка роста» - это же центры дополнительного образования детей, которые работают на базе школ. «Кванториумы» после внесенных изменений в нацпроект «Образование» тоже будут работать при школах. 

 

Цель одна – формирование у школьников ключевых навыков 21 века, развитие личностного потенциала детей. Об этом говорил и министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов. Дополнительное образование должно быть тесно связано с общим только в этом случае все наши дети будут получать качественное школьное образование. 

 

Как Вы считаете, цифровые образовательные инструменты могут помочь учителю и ученику? Могут ли они усилить работу традиционной школы? 

 

Временный вынужденный переход на дистанционное обучение в прошлом году показал, что традиционное обучение невозможно заменить. Вместе с тем стало понятно, что цифровые образовательные инструменты могут дополнить привычный нам формат обучения, сделать его еще интереснее и современнее. Например, различные образовательные платформы позволяют расширить возможности образования, подобрать индивидуальные задания с учетом возможностей ребенка. 

 

Школы Кузбасса активно работают с Цифровой платформой персонализированного образования для школы от Сбербанка. Также школы Кузбасса работают на платформе «Открытая школа 2035» – это российская образовательная онлайн-платформа для интерактивного обучения на всех уровнях общего образования. Интерактивные образовательные форматы онлайн представлены в разных форматах: готовые уроки, видеоролики, тренажеры, тесты, интерактивные задания, индивидуальные задания. 

 

Проект обладает рядом преимуществ: позволяет учителям сделать работу в классе интересней и эффективней; обеспечивает доступность обучения в любое время в любом месте. Предлагается несколько моделей использования платформы: в компьютерном классе с использованием мобильных классов или личных устройств учеников; самостоятельное изучение с использованием виртуальных симуляторов, разноуровневых материалов; «перевернутый» класс – обучение на дому и закрепление материала на уроках в форме исследований и игр; смена рабочих зон и сочетание традиционных подходов при изучении нового материала и технологий электронного обучения. Специально для Кузбасса разработан оригинальный пакет «Открытая школа 2035». Он включает: более 5 тыс. обучающих тематических анимационных роликов, которые охватывают 7 предметов; интерактивный ЕГЭ-тренажер в виде игры; интерактивные тесты и задачи; повышение квалификации учителей (онлайн и очно); техническая поддержка; создание ресурсного центра в регионе и др.

 

Мы не ограничиваем учителей в выборе образовательных ресурсов, каждый работает с той платформой, которая более удобна, нравится. Только в этом случае образовательный процесс действительно будет выстроен грамотно.

 

А можно ли привести пример, как цифровые сервисы помогают системе образования?

 

Цифровые сервисы могут помочь снизить нагрузку на учителей. В настоящее время мы как раз работаем над этим. У нас есть региональная платформа «Электронная школа 2.0», которой пользуются все школьники, родители и педагоги Кузбасса. Сейчас мы настраиваем работу сервиса так, чтобы в базе хранилось максимальное количество данных, и мы могли выгружать их самостоятельно в любое время, не запрашивая никакую информацию в муниципалитетах. Таким образом, мы снизим нагрузку на педагогических работников и сократим порядка трех тысяч показателей для отчетности.

 

Расширились и границы наших мероприятий. Если раньше в традиционных педсоветах и съездах директоров школ участвовало максимум 700 человек, именно столько вмещал зал, то в 2020 году порядка 7-10 тысяч. Все желающие могли подключиться онлайн и выбрать интересных спикеров и мероприятия. 

 

Цифровая образовательная среда дает нам уникальную возможность собирать всю информацию об организации учебного процесса, событий, которые происходят с учителями, педагогами для дальнейшего анализа и принятия верных управленческих решений. Многие понимают цифровую образовательную среду только как использование компьютеров на уроке информатики и все, но на самом деле это возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития детей и взрослых.