– Сколько поколений в вашей семье посвятило себя профессии учителя?
– Пока два. Мы с мужем знакомы со студенческих лет, вместе окончили университет, отправились по распределению в Топкинский район. Мои двоюродные брат и сестра, а также племянник работают педагогами в высшей школе. Старший брат мужа – руководитель Спортивной школы олимпийского резерва. А теперь и наша дочь со своим мужем также преподают в школах Кемеровского муниципального округа.
– Быть педагогом – это определенная традиция вашей семьи или дело в призвании?
– Все мы приходили в профессию по-разному. Я сразу по окончании учебы в КемГУ и работаю до сих пор. Муж пришел в школу после вуза, но в непростые для страны времена уходил на работу в финансовый отдел администрации Топкинского района. Однако после идея работать в школе его вновь завлекла: он опять вернулся в сферу образования. Теперь мы вместе работаем в Ягуновской школе.
Наша дочь Алена изначально поступила на бакалавриат ТГУ на специальность, не связанную с педагогикой, хотя мы видели, что у нее к этому есть способности: она организовывала ребят на традиционные школьные мероприятия. Таких детей, которые бы отлично реализовались в профессии педагога, сразу видно. Все годы учебы в Томске Алена работала вожатой в детском лагере в Анапе. Там, в студенческом педагогическом отряде, она и познакомилась со своим будущим мужем Маратом. А ведь именно таким образом 32 года назад и мы с мужем познакомились в студенческом отряде. А вот в магистратуру Алена поступила осознанно, в Институт образования КемГУ. И теперь, пройдя весь этот путь, она тоже работает в школе.
– Какие дисциплины Вы преподаете?
– Я учитель русского языка и литературы, а муж преподает информатику. Дочь – математик, зять – учитель физической культуры.
– Что самое главное в профессии учителя?
– Это, конечно же, желание работать с детьми. Ты должен хотеть изменить мир: учить детей, знакомить их с истинами, открывать для них что-то новое. Без этого никуда. И это работа на перспективу, по принципу накопительного эффекта.
– Каким должен быть учитель?
– Очень важно, чтобы он был понимающим. А еще, чтобы у него самого горели глаза. Чтобы ему самому было интересно жить.
– Какой совет ваша семья могла бы дать будущим учителям?
– Мы всегда даем один совет: не нужно прислушиваться к общественному мнению, оно бывает ошибочным. Сейчас часто от родителей выпускников можно слышать, как они отговаривают детей от выбора педагогической профессии. Но не нужно бояться заранее. Сходите в школу и проверьте себя! Возможно, это и есть дело вашей жизни.
– Получается, вы все в семье связаны одним ремеслом. Какие плюсы есть у этого?
– Вы знаете, поколения все равно разные, поэтому происходит обмен знаниями, навыками. Каждый для себя открывает что-то новое. Дома у нас постоянно проводится «малый педсовет». Например, мы с мужем можем подсказать дочери или зятю, как лучше и интереснее построить урок, исходя из своего опыта. И, конечно же, все эти детали они берут себе на заметку. Но и мы берем от них многое! Дочь очень мобильна в плане освоения современных компетенций. Она прекрасный аналитик: из каких-либо новостных материалов, связанных с образованием, выделяет важную и нужную информацию. И это очень нам помогает в плане актуализации современных тенденций. С Маратом я часто консультируюсь по вопросам безопасности организации образовательного процесса.
Приятно осознавать, что наши дети-коллеги, их знания, мобильность и самоотдача профессии востребованы в тех школах, где они работают. Алена сейчас является заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а Марат – заместитель директора по безопасности образовательного процесса.
– Существует распространенное мнение, что атмосфера в доме влияет и на все остальные сферы нашей жизни, в том числе, и на профессиональную. Как Вы считаете, каких правил нужно придерживаться, чтобы домашний очаг всегда был благополучным и уютным?
– Не нужно давить друг на друга, наоборот, уважительно относиться к членам своей семьи, к их выбору и мнению. Мужчины должны быть главой семьи, это гаранты стабильности и безопасности. Женщины должны быть душой семьи и духовно развивать детей.
– Есть множество высказываний о том, что же такое семья. Что такое семья для Вас?
– Семья – это очаг, который дает жизнь, тепло и свет, а к свету всегда тянутся люди. Это уважение, это колыбель, где ты себя чувствуешь комфортно и безопасно. Это традиции и обычаи, которые чтутся.
Нам очень приятно, что наша дочь переняла от нас какие-то определенные традиции и теперь культивирует их уже в своей семье, они с мужем создают свою историю.
– А какие в вашей семье есть традиции и обычаи?
– В первую очередь это совместное времяпрепровождение. Оно играет очень важную роль, объединяет членов нашей семьи. Мы часто вместе проводим выходные и праздники. Например, раньше всегда вместе ходили в походы: даже с маленькими детьми ездили на сплав по реке Казыр, побывали на Поднебесных Зубьях, на Алтае поднимались на гору Актру, на Мультинские озера, воочию видели красоты рериховских полотен. Сибирские просторы мы знаем не понаслышке: Хакасия, Красноярский край, Омск, Томск, Новосибирск. Часто бываем в Петербурге, в Москве. Каждая наша поездка – это знакомство с историей и культурой нашей страны, великими личностями, красотой природы. И всегда на нашем пути встречаются удивительные люди, единомышленники, с которыми мы поддерживаем отношения еще долгие годы.
– Что бы Вы могли пожелать семьям в этот праздник?
– Любви, понимания, взаимной поддержки, терпения и житейской мудрости. Никогда не принимайте судьбоносных решений сгоряча. Семья предполагает продолжительные отношения, поэтому всегда давайте себе и супругу возможность остыть, не жалейте на это времени. Как правило, обиды сменяются нежностью и умиротворением. Цените и оберегайте своих родных!
Для справки. Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия этого года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.